Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Старость - не радость? Или нет?

Если сравнить процесс запоминания и творческое мышление, можно отметить, что творческое мышление - несравненно более сложный механизм, в реализации которого принимает участие гораздо больше структур головного мозга и который очень сложно описать не только количественно, но и даже качественно. Память же исследуют, определяя в первую очередь объем, скорость запоминания и забывания.

И именно поэтому в отношении памяти легко прослеживается зависимость между биологическим состоянием мозга и эффективностью мнемонических процессов (собственно, памяти). Наилучшая память в раннем детстве, когда у многих даже проявляется феномен гипермнезии в форме эйдетической памяти - запоминание за несколько секунд полного визуального образа, например - страницы текста. Эйдетическая память - это конечно хорошо, но в разумных пределах. Ведь не каждому понравиться видеть перед глазами в течении многих дней одну и туже страницу текста. И с возрастом, если ее не тренировать, память начинает потихоньку ухудшаться.

В творческом мышлении все по другому. Можно выделить 4 основных фактора, влияющих на эффективность творческих способностей.

1. Биологический субстрат - состояние головного мозга и всего организма в целом. Чем позже Вы хватитесь, тем меньшего прогресса сможете достичь, хотя и здесь бывают суперуспехи. О некоторых направлениях улучшения состояния головного мозга я рассказываю в рассылке "Вы умнее, чем Вы думаете!" С возрастом происходят малообратимые изменения головного мозга, которые приводят к замедлению процессов мышления, повышенной утомляемости, и некоторым потерям. Я не рассматриваю заболевания, которые могут привести к тотальному расстройству памяти. болезнь - это болезнь, она бывает и в молодости. К 60 годам погибает порядка 10 % мозговых структур. Но ведь 90% остается - а этого все равно достаточно с избытком даже для гениальных успехов. Существует немало документальных подтверждений нормального развития и сохранения всех психических процессов при массе мозга на 50% меньше среднестатистического. И ничего, люди даже в университетах учаться.

2. Опыт, знания и умения, которые есть у человека. Чаше всего с возрастом опыт только приобретается, и большинство старых людей знают больше молодых. Конечно, бывает и наоборот, но не всегда. Следовательно - чем старше, тем информированнее и опытнее. Информация приносить пользу для творческих способностей, поэтому люди в возрасте выигрывают по этому направлению.

3. Окружение. Очень сложная и неоднородная составляющая. На состояние человека влияет его окружение, стимулы, которые поступают извне. Прямой зависимости от возраста не обнаружено. Конкретно все зависит от человека. И возраст как таковой здесь совершенно не причем. Гораздо большее значение имеет само окружение и возможность менять его по своему желанию.

4. Мыслительные "программы" по обработке информации. Собственно, то, что превращает то, что у нас есть в новые идеи. Человек рождается, почти чистый от данных программ. Они приобретаются в процессе жизни. Но данные программы и программы по управлению программами (метапрограммы) несут как пользу, так и вред. Польза в организации и формировании нашего мышления и поведения. Без них мы бы остались на уровне дождевых червей, ведомых одними простейшими реакциями на раздражители. С ними мы - люди! Ну а вред кроется в этом же. Приобретая данный программы/модели, мы начинаем использовать их в жизни, и постепенно пропахиваем себе такую колею, из которой никуда. Мы теряем способность взглянуть на жизнь по новому (именно поэтому в организации приглашают консультантов и берут сотрудников со стороны - чтобы они взглянули незамутненным взглядом на то, что происходит внутри). И найти более качественные и эффективные варианты действий (мышления), которые постоянно появляются. Жизнь движется вперед, а мы предпочитаем постоянство, к которому можно привыкнуть. С возрастом, начиная с первых классов школы, по самым разным причинам происходит фиксация самых разных мыслительных моделей. И чем старше мы становимся, тем более консервативным и ригидным становиться наше мышление. Мы начинаем выбирать более привычные решения и отвергаем оригинальные. А это сказывается как на творческих способностях так и на всем остальном. Но не расстраивайтесь.
Ведь это самый доступный для изменения компонент. В первую очередь мы будем постепенно учиться тому, как лучше думать. Как думают успешные креативные люди и чем они отличаются от некреативных. Старые, давно пережившие свое время мыслительные модели достаточно легко ломаются и на их месте можно возвести что-то более гибкое и современное. Учиться никогда не поздно, а тем более переучиваться. Используя определенные приемы и подходы, мы приобретаем способность мыслить по новому, не зависимо от возраста.

В итоге мы получаем, что старик, занимающийся своим мышлением, постоянно его улучшающий, будет более творческими успешным, чем молодой, который совершенно не стремиться стать более творческим, и мышление которого заросло паутиной из-за неиспользования.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
DataLife Engine.