Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Творчество и мыслительные процессы

Как мы думаем при создании новых идей? Какие мысли проносятся в голове? Какие психические процессы приводят к появлению новых идей? Какие формальные и неформальные алгоритмы мышления для генерации идей существуют? Думают ли все люди одинаково или есть отличия?

В основе можно выделить следующие стадии

Вот они:

1. Изучение проблемной ситуации. Сбор и накопление информации.


Чем лучше мы узнаем проблему, тем более качественные решения сможем предложить. Непонимание, поверхностное изучение приводят к тому, что значительное количество ресурсов расходуется напрасно. И тут появляется замечательная ловушка. Человек не компьютер. В его деятельности большое значение играют эмоции. Если компьютер неправильно решит задачу на основе ошибочных исходных данных - достаточно его перепрограммировать и он повторно будет решать туже задачу, и так можно до бесконечности.
А человек? Допустив ошибку, он может отказаться от дальнейших действий, даже если они ведут к успеху. Недостаточно разобравшись с ситуацией, большинство из нас выносят поверхностное суждение, решающее судьбу дальнейших действий. И отказ сейчас часто приводит к отказу в дальнейшем. И в дальнейшем появляются такие фразы:
Мы это уже делали.
Данный подход неэффективен.
Здесь ничего невозможно сделать.
Забудьте про это.

Давайте представим следующую ситуацию. Человеку необходимо открутить гайку. Он пробует гаечный ключ. Ключ не подходит. И человек говорит: Раз ключ не подошел, значит гайку нельзя открутить вообще. Особенно гаечным ключом. Но ведь это глупо! Достаточно было узнать, что гаечные ключи бывают разные и для каждой гайки найдется свой вариант. Первое впечатление о проблеме бывает ошибочным. И решать проблему на его основании по крайней мере неосмотрительно. Взгляните на проблемы с позиции более крупной системы, уясните как минимум необходимую для решения информацию. Зачем толкать машину руками, если можно ее завести и поехать (узнав, как это делается). Информация не только вредна. Умеренное количество информации полезно при решении подавляющего количества средних и крупных проблем.

Хорошее изучение проблемы сильно помогает в ее решении. И с этим трудно поспорить.
Изучая проблему, может оказаться, что никакой проблемы и нет, или то, что ее невозможно разрешить в нынешних условиях.

Лучшее понимание проблемы ведет к лучшем пониманию того, какие решения лучше всего подходят. Или не подходят.
Изучая задачу, мы настраиваемся на ее решение. И акцентируем на ней свое внимание.
Лучше зная ситуацию, можно более эффективно распределить свои интеллектуальные и материальные ресурсы. Спланировать подходящий график деятельности (который все равно никто реализовывать не будет), установить соответствующие цели или изменить их на более адекватные.

В результате Вы можете вообще отказаться от решения проблемы или попросить другого человека помочь Вам. Или предпримите иные действия, о которых раньше и не задумывались.

Есть и негативный момент в изучении и сборе информации. Это стереотипизация мышления. Чем больше мы узнаем о проблемной ситуации - тем глубже мы усваиваем стереотипы в ее решении. И тем неоригинальнее и обыкновеннее становятся наши идеи и решения. Непредвзятый взгляд на проблему имеет свои преимущества, выражающиеся в новизне и оригинальности. И на данный момент полностью разрешить данную ситуацию невозможно. Таковы особенности человеческого мышления. Можно только стремиться к развитию в себе оригинального и нешаблонного мышления. А также работать над своими стереотипами мышления (для этого существует особая группа приемов)

В первую очередь понять проблему помогают вопросы. Самые разные. Существуют даже специальные пособия, содержащие общие вопросы и специализированные для решения проблем в определенных сферах деятельности. Например, за 20 долларов можно купить руководство, включающее 400 разнообразных и полезных вопросов. Правда, на английском языке :( Но это поправимо.
Можно также взять вопросы из книг по творчеству. Или придумать самому. Или спросить другого человека.
Другое возможный вариант - поставить перед собой цель выписать как можно больше разных элементов, факторов и составляющих проблемы. А потом разбираться с каждым по отдельности.
Можно также попросить другого человека высказать свое мнение по этому вопросу. Или поступить другим, более эффективным для Вас способом.
Где брать необходимую информацию? Везде, где она есть. В средние века с этим были проблемы. А сейчас проблема в том, чтобы спастись от избытка информации и не утонуть в ней.

2 Генерирование идей - этой теме и так посвящено много материалов сайта.

3. Выбор наилучших идей.

В очередной раз напомню, что необходимо разносить во времени процессы генерирования идей и их оценки. Желательно, чтобы между ними был как минимум день. Не помешает также делать разные дела в разных помещениях. Например, у Уолта Диснея было одно помещение для безумного полета фантазий и совсем другое помещение для выбраковывания и критики полученных результатов. Эта особенность хорошо объясняется с позиции НЛП, когда определенный вид деятельности завязан на различные стимулы-якоря. Слушая одну и ту же музыку при генерировании идей, Вы в последующем при прослушивании этой музыки в иной обстановке почувствуете прилив творческих сил и вдохновения. Разработка определенных действий-ритуалов позволяет настроится на нужный лад и действовать более продуктивно.

Когда идеи генерируются - критика недопустима. Поэтому принимаются все идеи. Но если Вы получили 100 идей, а Вам надо 3, что будем делать? Правильно. Выбирать самые лучшие. Но помните, что выбирая одни идеи, мы отказываемся от других исходя из нынешней ситуации. В будущем, когда потребуется решить похожую проблему, желательно процесс отбора (да и генерирования тоже) провести заново. Ведь в иных условиях наилучшей может быть признана идея, которая сейчас одна из наихудших.

Я уже рассказывал про основные критерии отбора идей и про пользу, которую могут принести те идеи, которые не выбраны для реализации сразу. Чтобы не повторяться, я дам несколько дополнительных советов по данному вопросу.

Чем важнее результаты внедрения идеи, тем качественнее принимайте решение - что выбрать и реализовать. Одно дело - купить коробку спичек, и совсем другое - разработать концепцию для многомиллионной маркетинговой кампании. И не отбрасывайте в сторону интуитивные проблески, возможно, что интуиция пытается обратить Ваше внимание на неучтенные моменты.

Если идея очень замечательная, но что-то в ней или в ее реализации слабовато - проведите дополнительную сессию по генерированию идей для этой подпроблемы. Оригинальная идея по внедрению оригинальной идеи - возможное решение Ваших затруднений.

Спрашивайте совета у других людей и самостоятельно принимайте решение.

Соблюдайте баланс между логикой и эмоциями. Хорошо, когда идея проходит отсев обеих систем.

Плохая идея может стать замечательной после определенного изменения и трансформации. Она также может навести Вас на новую идею, гораздо лучше выбранной.

В полном смысле слова не существует "плохих" и "хороших" идей. Эти слова - только оценки идей, а не сами идеи. Есть идеи, более или менее подходящие Вам в определенной ситуации с учетом известных Вам факторов и требований. В противоположной ситуации результаты оценок идей могут поменяться на противоположные.

Прорабатывайте не только наилучший сценарий развития ситуации после внедрения идеи, но и наихудший и средний. Будьте реалистами.

Если Вы выбрали определенную идею - действуйте, не ожидая слишком много. Иначе подобная идея придет в голову другому человеку и Вам останется только кусать локти.

4 Планирование/проработка идеи.

Идея сама по себе - это только информация, и для овеществления она должна быть реализована. Простые идеи можно реализовать сразу (например, украсить кекс вареньем), а реализацию более сложных лучше планировать, чтобы повысить ее эффективность. Особое значение планирование имеет в сфере бизнеса.
Но не всякая новая идея столь совершенна, что ее можно реализовать сразу и с отличными результатами. Скорее всего идею необходимо дополнительно обработать, отточить. Поэтому надо будет потратить небольшое количество времени на эту обработку, чтобы при реализации избежать многих неприятностей. Вам надо продумать, к какому результату Вы стремитесь, какими характеристиками будет обладать реализованная идея, какие ресурсы и инструменты необходимы для ее реализации. Какие навыки и умения необходимы для реализации идеи? В какой последовательности необходимо будет работать и сколько времени это займет.

И наконец - нужно ли Вам реализовывать идею вообще?

Например, у Вас появилась идея сделать красивую цветочную клумбу на даче. Для этого Вам желательно нарисовать ее схему, продумать, в каких местах какие цветы посадите. Проработать, из чего Вы будете делать клумбу (строительный материал - например природный камень и цемент) и какими инструментами. Рассчитать, сколько денег надо будет потратить, где лучше всего купить/взять посадочный материал (семена, ростки, луковицы) и строительные материалы. Когда Вы начнете ее делать и сколько времени будете работать (например, через месяц в субботу-воскресенье сделаете, а далее каждое воскресенье будете тратить на нее по 1 часу). Как в дальнейшем надо будет ухаживать за клумбой, чем поливать и удобрять, пропалывать.
И только после всего этого клумба зацветет. И даже если Вы специалист в цветоводстве и клумбостроении, Вам все равно надо будет пройти через эти этапы, только делать это Вы будете автоматически, неосознаваемо.

В процессе проработки идеи Вам в голову могут прийти альтернативные варианты ее реализации, более экономные или эффективные способы и приемы. Чем более значима идея, тем лучше надо подготовиться к ее реализации. А то потом окажется, что можно было все сделать гораздо быстрее и дешевле, а Вы не знали как.

5. Обратная связь.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
DataLife Engine.