Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Тренировка памяти 2 Ф. Лёзер

Восприятие информации.

1.
1. Память - активный целенаправленный процесс. Его надо рационально (оптимально) организовать.
Управление памятью начинается тогда, когда создается возможность осознать составляющие её процессы...
и на этой основе с помощью специальных методов обеспечить их эффективное протекание.
2. Восприятие информации - в значительной степени процесс выбора её.
Осознание целей своей деятельности (познания) и различение информации определяющейдостижению целейи информации, не решающей этой задачи.
Чем лучше произведён этот выбор, тем эффективнее работа памяти!
3. Важнейшим условием высокой продуктивности памяти является возможно более эффективное использование анализаторов при восприятии информации.
/зрение или слух?
Активность восприятия, возможно стимулируется хотьбой, что приводит к повышению как к интенсивности восприятия, так и продуктивности памяти вообще. /Стиль работы Карла Маркса
4. Глубокие знания обуславливают высокое качество внутренней информационной сети (структуры сознания) и соответственно высокую интенсивностьпроцесса восприятия.
2.
1. Ясно и чётко формулировать познавательные цели. Выбирать по ним из общего потока лишь существенную информацию.
ЦЕЛЬ /Т.е.
1.Приучить себя к тому, чтобы начинать деятельность с формулировки возможно более точной и ясной - её цели!
2.Чего же я хочу добиться, достигнуть путём восприятия информации?
3.Определить затем, какая информация может оказать решающее воздействие на достижение цели?
4.Сконцентрировать внимание на восприятии именно этой информации.
2. Всесторонне и интенсивно использовать анализаторы.
ОБРАЗ /Т.е.
  1. Во всех случаях, старайтесь использовать для восприятия информации в первую очередь, свой доминирующий анализатор. Зрение или слух. Но, чем всестороннее используются анализаторы, тем интенсивнее протекает процесс воспиятия.
  2. Поэтому при работе с текстом старайтесь не только понять его смысл, но также представить его в образной форме.
  3. Можно запомнитьважнейшие мысли текста по структуре его. Проговорить текст вслух, стараясь придать ему эмоциональную окраску и определённый ритм. Проверить, не оказывает ли благоприятное воздействие на восприятие, ходьба, задумчивая прогулка. Где целесообразно, использовать анализаторы запаха, вкуса и осязания.
3. Создать интерес используя имеющиеся знания.
ИНТЕРЕС /Т.е.
  1. Постараться сделать информацию, которую надо запомнить, максимально интересной. Для этого особенно важно осознать её значение для моей работы.
  2. Использовать все знания, которыми располагаю, чтобы сделать процесс восприятия возможно более интересным.
  3. Для этого полезно поразмышлять о том, что я уже знаю о воспринимаемой информации, какое отношение она имеет к уже имеющимся знаниям...
  4. И как это может помочь улучшению запоминания.

3.

Для обеспечения повышения продуктивности памяти, необходимо упражняться в практическом использовании знаний о процессах памяти и рациональных приемах запоминания.
1. Уяснить себе, какие упражнения особенно полезны.
2. Самостоятельно построить аналогичные, используя материал из знакомых областей знания.
 
Упражнение 1. Формулировка познавательной цели и выбор информации.
1. Сформулировать точно и однозначно цель, к которой стремлюсь, углубляя и совершенствуя свои знания.
2. Записать её.
3. Выбрать некоторые литературные источники, касающиеся интересующих меня проблем и ознакомиться с ними.
4. Выделить в них существенную информацию и отбросить несущественную.
5. Существенную информацию запомнить и записать.
6. Продолжить работу на другом материале.
7. воспринимать Постараться приучить себя к следующему: прежде чем информацию, нужно сформулировать цель, с которой это делаю!
8. Поупражняться в том, чтобы из разнообразной информации выбирать только то, что решающим образом помогает достижению моей цели.
 
Упражнение 2. Всестороннее и интенсивное использование анализаторов.
1. Возьмите любой текст и используёте для его восприятия своим доминирующим анализатором. Зрение или слух. При этом старайтесь эффективнее использовать другие анализаторы. Если прослушивали магнитофонную запись, дополнительно прочитайте его про себя.
2. Проговорить текст, придав ему определённые интонацию и ритм, попробовать при этом ходить взад-вперёд.
3. Стараться не только понять смысл текста, но и представить себе его важнейшие положения в образной форме.
4. Существенные мысли текста записать.
5. При выполнении упражнения обратить внимание на то, какую информацию я воспринимаю лучше всего. Для оценки можно использовать следующие критерии:
1. скорость восприятия информации.
2. прочность удержания прочитанной информации
3. точность восприятия информации.
 
Упражнение 3. Возбуждение интереса и использование имеющихся знаний.
1. Взять любой новый материал. Например, раскрыть энциклопедию, и выбрать статью, содержащую неизвестную информацию, которая покажется мне интересной.
2. Ответить на следующие вопросы:
1. Почему она меня заинтересовала?
2. Что мне уже известно об этой информации?
3. Как она связана с моими знаниями?
4. Как она может быть полезна в моей работе?
3. П остараться с помощью таких вопросов ввести информацию в систему своих интересов и мобилизовать себя на её максимальное запоминание.

 

Концентрация.

1.

  • Концентрация - это направленность познавательного процесса (мозга, ума) на объект познания. Путём состредоточения внимания на существенную информацию и игнорирование (элиминирование) не существенной.
  • Внимание - направленность на объект познания, базирующийся на всестороннем (максимально возможном на данном уровне развитости индивидуума) отображении этого объекта сознанием.
  • Элиминировать - значит исключать воспринимаемую несущественную нформацию путём:
1.отказа от её запоминания и повторения
2. отбрасывания её.
 
Чтобы добиться высокой концентрации, необходимо научиться сознательно управлять механизмом выбора, внимания и элиминирования.
2.
1.Развивать внимание к существенному.
Т.е.
1. Направить внимание на изучаемый предмет и
2. Постараться выделять в нём всё новые стороны, аспекты, признаки и связи.
3. Постараться, чтобы благодаря этому процесс достижения познавательной цели становился всё более эффективным.
4. Следить, чтобы внимание было направлено только на изучаемый предмет и не допускать его переключения на другие темы, предметы.
2. Не закреплять несущественную информацию.
Т.е.
Информацию, воспринятую, но не существенную для постижения изучаемого предмета, не следует закреплять. Т.е. она не должна ни запечетлеваться, ни повторяться в память.
3. Отбрасывать несущественную информацию.
Т.е.
Воспринятую несущественную информацию необходимо сразу же (в течении 20 сек.) вытеснять путём восприятия новой. Лучше существенной информации. И т.о. отбрасывать. Чтобы "отбросить" незакреплённую информацию достаточно воспринять 9 новых сообщений.

3.

Упражнение 1. Общее совершенствование концентрации.
1. Выберете в качестве объекта познания какую-нибудь вещь в комнате. Например, картину.
2. Постарайтесь в течении минуты выделить самые различные её особенности.
3. Действовать надо по определённой системе:
1.Сначала описать картину в общих чертах отвечая на вопросы:
- Что на ней изображено.
- Кто её автор.
- Хорошая ли рамка и т.п.
2.Затем изучить её специфические особенности:
- рассмотреть отдельные детали.
- манеру их исполнения и т.д.
4. Проделайте аналогичную работу с другими предметами, выбирая их в качестве объектов изучения.
5. В каждом случае точно формулируйте познавательную цель.
6. Постепенно увеличивать время, затрачиваемое на упражнения.
7. Постараться в дальнейшем проводить эти упражнения в неблагоприятных условиях. Например, в условиях шума.
Упражнение 2. Визуальная концентрация.
1. По клеточкам тетрадного листочка нарисуйте через клеточку буквы. От А до К. Для начала. Ниже, через 5-7 линий, клеточек поставьте точки в паралельных буквам узлах, точках - цифры. От 1 до 10.
2. Соедините точки с именами букв с точками поименованными цифрами линиями любых зигзагов и в любом порядке между собой. Начинается линия в точке с именем буквы. А, кончается эта линия в точке с номером цифры. Любое с любым, по вашему усмотрению.
3. И тренируйтесь в визуальном поиске соединения буквы с цифрой.
4. Лучше сделать сразу 10 карточек и потом в разброску их рассматривать.
Упражнение 3. Смена объекта концентрации.
1. При решении мыслительных задач в повседневной жизни, нам приходится менять объекты концентрации внимания соответственно различным познавательным целям.
2. Способность производить такую замену повышает продуктивность памяти.
3. Прочитать некоторый текст и ответить на заранее поставленный вопрос:
Например, сколько раз встречается в нём буква "к".
Прочитать ещё раз. С вопросом - сколько раз встречается в нем буква "а"
Сколько строчек в тексте. И прочее.
Упражнение 4. Сознательное отбрасывание информации.
1. Прочитать некоторый набор слов. Чтобы они не запечетлевались. Штук 10.
2. Чтобы исключить возможность их закрепления, постараться не повторять их мысленно. Любым мнемоническим приёмом.
3. Далее, чтобы отбросить их, сразу же прочитайте и запомните следующий набор слов. Запишите слова второго списка и повторяйте их, пока не запомните.
4. Проверить запоминание слов первого списка. Если - нет, значит механизм отбрасывания работает правильно.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
  • Группа: Посетители
  • ICQ:
  • Регистрация: 21.11.2006
  • Комментариев: 1
  • Публикаций: 0
^
Еть ошибки и это затрудняет восприятие. Т.е. иногда просто слова пропущены что сказывается при прочтении.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
DataLife Engine.