Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Работа на семинарах

Когда лучше задавать вопросы - на перерыве, во время занятия?

Наилучшей является следующая стратегия.
Возникающие во время занятия вопросы вы записываете на листке бумаги и продолжаете слушать лектора. Обычно часть ответов вы получите от лектора еще до конца семинара. А на другую часть найдете ответы самостоятельно. А оставшиеся вопросы, на которые вы так и не нашли ответов – задавайте на перерывах или в специально отведенное для вопросов время.


Стоит ли записывать на диктофон? Или лучше конспект?

Выясните заранее, насколько качественные раздаточные материалы вам предоставят. Если организатор занятия ответственно подошел к делу – вы получите на бумаге всю лекцию вместе с необходимыми формулами, графиками и иными материалами. В этом случае можно вообще почти ничего не записывать, а только слушать лектора, по мере необходимости делать пометки и записывать ответы на вопросы.
Если же вы предполагаете, что на лекции будет больше информации, чем в розданных бумагах – поступайте следующим образом:
Обязательно используйте диктофон. Благо сейчас существуют недорогие модели цифровых диктофонов до тысячи рублей. А перенеся с диктофона на компьютер записанную лекцию, в дальнейшем можно буде распространить ее по всем заинтересованным сотрудникам. Бумагу же используйте для записи схем, графиков и формул. Также записывайте на бумагу свои комментарии и мысли по ходу лекции. И отдельные ключевые идеи лекции. Желательно при записи использовать не одну ручку синего цвета, а несколько разноцветных ручек и/или фломастеров. Использование разных цветов улучшает запоминание и понимание лекционного материала.


Как сделать так, чтобы лектор обратил на тебя внимание и ответил именно на твой вопрос (если на семинаре много народу)?

Садитесь на передние места, если хотите, чтобы лектор вас услышал и увидел. Заранее сформулируйте свой вопрос. Запишите его на бумаге большими и четкими буквами, чтобы вы могли его быстро и без запинки его прочитать. Постарайтесь установить зрительный контакт с лектором. Произносите свой вопрос как можно более четким голосом. Говорите более громко, чем соседи, но не кричите.


Как влияет на запоминаемость информации количество слушателей вообще? Много слушателей - это хорошо или плохо? Для слушателей, конечно.
Чем больше слушателей – тем хуже для отдельного человека. Растет количество всевозможных помех и шумов, даже если все активно слушают. Кто-то подвинулся, у другого скрипит ручка, а в углу у кого-то очень громко зазвонил сотовый.
Чем больше участников – тем больше вероятность встретить знакомых и коллег, которые также требуют вашего внимания. А вероятность, что конкретно ваш вопрос услышит лектор – соответственно снижается. И на перерыве к выступающему не протолкнешься.


Некоторые люди стесняются попросить лектора повторить что-то, думая, что лектору это не понравится. Это действительно так?

Если постоянно просить повторить сказанное – это не понравиться ни мне, ни вам, ни лектору. Просите повторить только то, что вы действительно не поняли или плохо расслышали. Если вы вообще ничего не понимаете – возможно, вы попали не на тот семинар. Если вы используете диктофон и заранее имели возможность ознакомиться с темой лекции – лучше не просите повторить непонятное, а попросите лектора в перерыве объяснить поподробнее.


Может быть, есть какие - то временные периоды, когда информация лучше воспринимается?

Существует большое количество разнообразных биологических ритмов, под которые не подстроишься и не особо изменишь. Вдобавок, ритмы у людей настолько индивидуальны, что универсальные рекомендации по наилучшим временным периодам бесполезны.
Но не думайте, что для улучшения работы мозга на лекции ничего нельзя сделать.
1. Хорошо выспитесь перед лекцией. Если во время лекции вас будет одолевать сонливость и усталость – большую часть информации вы вообще не поймете и не запомните.
2. Перед лекцией не кушайте много пищи, особенно жирной и тяжелой для вашего пищеварения. Если семинар достаточно длительный – предусмотрите возможность немного перекусить (фрукты, орехи, молочно-кислые продукты) с интервалами в 2-3 часа. Так вам не будет отвлекать чувство голода. И уровень питательных веществ в крови будет оптимален для работы мозга.
3. Если вы «сова» – старайтесь участвовать в занятиях ближе к вечеру, а если «жаворонок» – то лучше с раннего утра.
4. После семинара необходимо обдумать полученные знания, а не переходить сразу же к обычной деятельности. Для качественного закрепления в памяти полученных знаний первый раз повторите их в течении 1-2 часов после завершения занятий. Второй раз на следующий день. И еще раз на четвертый-пятый день после лекции.
5. Определенные лекарственные препараты, например от аллергии и от высокого давления могут вызывать чувство сонливости, ослабление внимания и памяти. Постарайтесь не принимать их в большом количестве в день лекции (если иное не рекомендовано вашим врачом).
6. По мере возможностей выбирайте такие семинары, где перерывы устраивают не через 2-3 часа, а примерно каждый час. Наше внимание и способности к усвоению новой информации существенно снижаются к концу часового занятия. А через два часа непрерывного слушания лекции наша память работает в 3-4 раза хуже по сравнению с первым получасом.


Нужно ли обращать внимание на то, что рисует лектор или показывают на экране?
Или главное все же слушать?


Одни люди лучше воспринимают информацию на слух, другим обязательно надо смотреть. Если вы замечаете за собой такие особенности в запоминании – следуйте им.
И общая рекомендация для всех. Если используете диктофон – в первую очередь старайтесь понять, что показывает и рассказывает лектор. Мелочи и конкретные цифры можно будет уточнить потом. Если же диктофона нет и поставили перед собой цель записать лекцию – в основном придется слушать. Ведь особо смотреть на лектора не получиться – будете контролировать, что записываете.


Многие ходят на семинары за компанию - по двое, например – это не отвлекает внимание? Или наоборот полезно - больше запомнят?

Все зависит от настроя и от отношения к семинару. Если более важна болтовня и обсуждение последней моды – лучше идти одному. Если же работа важнее – два человека и больше запомнят, и в последующем смогут обсудить сложное и непонятное. Для меньшего отвлечения внимания стоит сесть достаточно далеко друг от друга.

Насколько полезно пролистывать раздаточный материал, который дают перед лекциями?

Чем качественней подготовлен раздаточный материал и чем больше времени есть на предварительное ознакомление с ним – тем лучше. Предварительно ознакомившись с темой лекции, вы гораздо лучше будете понимать и запоминать сказанное лектором. Если есть возможность – постарайтесь ознакомиться с раздаточным материалом не мельком за пять минут до начала, а за два-три дня и достаточно подробно (иногда организаторы предоставляют раздаточные материалы за несколько дней, при условии полной оплаты участия в семинаре). И за час-два до начала лекции еще раз просмотрите раздаточные материалы.
А во время лекции эти материалы лучше отложить в сторону. Иначе вы будете чрезмерно отвлекаться на них и менее эффективно сможете слушать лектора. По этой причине распечатку могут раздать и после лекции. Не каждому лектору нравиться, когда слушатели шелестят листами, вместо того, чтобы слушать выступление.

Не возбраняется ли на семинарах поднимать какой - либо вопрос ?
Как к этому относятся лекторы?


Если лектор хорошо разбирается в этом вопросе – то в большинстве случаев он не будет возражать против пары-тройки вопросов за всю лекцию. Если же иная тема для него темный лес (а такое нередко бывает в нашей жизни), то очень легко можно получить не подробный ответ, а отказ под видом занятости, нехватки времени, несоответствия теме обсуждения и тд.


Какие еще рекомендации вы даете при прослушивании семинаров?

Перед началом рекомендую сделать упражнение на очистку ума. Для этого в течении 2-5 минут записывайте на бумагу все мысли, которые вас беспокоят и тревожат. Все, что приходит в голову. Все дела, которые вы должны сегодня сделать. Так вы будете меньше отвлекаться на различные: «Не забыть сегодня сделать то-то и то-то» или «Где взять деньги на ремонт на кухне».
Если вы твердо знаете, что в раздаточных материалах будет вся необходимая информация. И есть возможность тихо говорить. То можно использовать специальный прием под названием «Свободное комментирование». Вы смотрите и слушаете лектора и комментируете преподаваемый им материал на диктофон. Записываете все, что приходит в голову. При этом вы гораздо лучше поймете и запомните сказанное лектором.
Дополнительный эффект для понимания и запоминания вы получите, если на следующий день проведете минисеминар в вашей организации, пересказав ключевые моменты текущей лекции. Ведь лучший способ выучить и понять что-то, это научить другого человека.
Если позволяет время – займитесь изучением специальных мнемотехник, позволяющих запоминать больше и лучше. Для начала подойдет пара-тройка книг по тренировке памяти.
Старайтесь проявлять интерес к лекционным материалам. Чем интереснее – тем лучше запоминается.
После семинара постарайтесь не откладывать в долгий ящик практическое применение полученных знаний. Пока не забыли что-то существенное.

Статья была опубликована в журнале Главбух
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
 
DataLife Engine.