Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

Король умер. да здравствует король!

Не так давно в Англии прошел Чемпионат Мира по памяти - Одиннадцатый МЕМОРИАД.
Со временем результаты на чемпионате стали падать. Нет, они оставались на высоте, но роста не наблюдалось. На предыдущем вообще ни одного рекорда не было за исключением новых дисциплин. Неужели это предел человеческих возможностей? Неужели больше не будет улучшений? Оказывается нет.

МНЕМОТЕХНИКА или искусство укреплять память-1

Предисловие

Во всех умственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.

МНЕМОТЕХНИКА или искусство укреплять память-2

Часть 1 Слово

Каждому образованному человеку ежедневно приходится удерживать в памяти какие-нибудь, дотоле незнакомые ему, слова. Исторические или географические имена. Как мы уже говорили, законы сходства и сравнения играют весьма важную роль в мнемонике, и на их основании построено одно из самых главных и, вместе с тем, простых правил мнемоники - запоминать новые, незнакомые, понятия старыми знакомыми, подобно первым звучащим. Так, если нам нужно запомнить собственное имя "Гама" (название путешественника, открывшего морской путь в Индию),

МНЕМОТЕХНИКА или искусство укреплять память-3

Таким образом, цифры заменяются данными согласными буквами, гласные же совсем не считаются. Эти буквы-цифры нужно изучать до тех пор, пока мы будем в состоянии легко и быстро заменять буквы цифрами и обратно; заметим, что от них зависит понимание всех предметов этой, самой важной, части мнемоники.

Маленькая книжка о большой памяти-0

Начало

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам этого века.

В лабораторию автора - тогда еще молодого психолога - пришел человек и попросил проверить его память.

Человек - будем его называть Ш. - был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию.

Маленькая книжка о большой памяти-1

Исходные факты

В течение всего нашего исследования запоминание Ш. носило непосредственный характер, и его механизмы сводились к тому, что он либо продолжал видеть предъявляемые ему ряды слов или цифр, или превращал диктуемые ему слова или цифры в зрительные образы. Наиболее простое строение имело запоминание таблицы цифр, писанных мелом на доске.

Маленькая книжка о большой памяти-3

Синестезии

Все началось с маленького и, казалось бы, несущественного наблюдения.

Ш. неоднократно замечал, что, если исследующий произносит какие-нибудь слова, например, говорит "да" или "нет", подтверждая правильность воспроизводимого материала или указывая на ошибки, - на таблице появляется пятно, расплывающееся и заслоняющее цифры; и он оказывается принужден внутренне "менять" таблицу. То же самое бывает, когда в аудитории возникает шум. Этот шум сразу превращается в "клубы пара" или "брызги", и "считать" таблицу становится труднее.

Маленькая книжка о большой памяти-3

Трудности

При всех преимуществах непосредственного образного запоминания оно вызвало у Ш. естественные трудности. Эти трудности становились тем более выраженными, чем больше Ш. был принужден заниматься запоминанием большого и непрерывного меняющегося материала, - а это стало возникать все чаще тогда, когда он, оставив свою первоначальную работу, стал профессиональным мнемонистом...

Маленькая книжка о большой памяти-4

Эйдотехника

Первое, над чем Ш. должен был начать работать, - это освобождение образов от тех случайных влияний, которые могли затруднить их "считывание". Эта задача оказалась очень простой.

Маленькая книжка о большой памяти-5

Искусство забывать

Мы подошли вплотную к последнему вопросу, который нам нужно осветить, характеризуя память Ш. Этот вопрос сам по себе парадоксален, а, ответ на него остается неясным. И все-таки мы должны обратиться к нему.

 
DataLife Engine.