Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Развитие творческого мышления и интеллекта

 

СИЛА ВОЛИ, ХАРАКТЕР: РАЗВЕНЧАНИЕ НЕКОТОРЫХ МИФОВ.

Автор: Tornov от 9 октября 2010
Сила воли и характер личности, в общем, сводится к двум основным качествам: способности к самопобуждению в достижении поставленных перед собой целей и способности достойно переносить неблагоприятные жизненные обстоятельства. Нам здесь нет никакого дела до тех критериев и правил, которыми общество оценивает людей, не имеющих сильных волевых качеств. – Исходя из того, что: «Истина не определяется большинством голосов», а также имея в виду непреложное правило о том, что любой процесс развивается в строгом соответствии со своими внутренними законами, учитывать которые общество обычно не склонно (вековая народная мудрость, все же, говорит о том, что «Каждого нужно судить его мерой»).

Мифы поп-психологии

Автор: pitonierro от 16 июня 2009
Деловитые американцы тратят свыше миллиарды долларов ежегодно на всевозможные психологические руководства в стиле Думай и богатей", "Ваш путь к успеху", "Приемы эффективного лидерства", и т.д., и т.п. Со времен Дейла Карнеги литература такого рода пользуется огромной популярностью, но, увы, приносит гораздо меньше практической пользы, чем обещает. Сегодня, когда подобные руководства завоевывают все больший успех и у нашего читателя, настало время разобраться, насколько им можно доверять. Ведь, как выясняется, многие "мотивационные" книги содержат далеко не бесспорные идеи, которые однажды пришли в голову их авторам, но никакого научного обоснования не имеют. Хуже того, некоторые тезисы, которыми потчуют своих читателей современные гуру от поп-психологии, входят в прямое противоречие с данными научных исследований и не столько способствуют, сколько препятствуют самосовершенствованию и достижению жизненного успеха. Рассмотрим всего лишь семь мифов современной поп-психологии (на самом деле их гораздо больше), которые многими некритично принимаются на веру.

Методика диагностики направленности мышления

Л.П. Урванцева - Н.В. Володиной

Практическая направленность мышления- свойство познавательной активности, характеризующее её подчинённость предметно- преобразовательным целям. В качестве диагностического инструмента данного свойства нами был создан экспресс опросник на выраженность практической направленности мышления у студентов.
Опросник разрабатывался и апробировался в течение двух лет (3). Показатели анализа пунктов и трудности заданий были определены на выборке 150 человек. Ретестовая надёжность, конструктная и критериальная валидность- на выборке, состоящей из 40 студентов. Психометрическая проверка доказала надёжность и валидность теста.
Инструкция:
Продолжите пожалуйста приведённые ниже высказывания одним, соответствующим именно Вам вариантом ( А или Б – вариантов "не знаю" или "и то, и другое" быть не должно). Отвечайте по порядку, не пропуская вопросов. Помните: "правильных" и "неправильных" ответов не бывает.

Текст опросника в полной новости

Психологическое изучение мышления

"Образ мира" - сравнительно новое понятие в психологической науке, с разработкой которого связана одна из главных "точек роста" общепсихологической теории деятельности (Леонтьев, 1979). Определение этого понятия является открытым, и его наполнение конкретным эмпирическим содержанием еще далеко не завершено. Необходимость введения и разработки подобных понятий осознается многими исследователями, работающими в разных предметных областях. Цель настоящей статьи - показать такую необходимость и попытаться представить операциональное содержание понятия образа мира применительно к психологическому исследованию мышления. Конкретный эмпирический материал составят средства и приемы решения мыслительных задач и - в более широком смысле - способы познавательной и практической ориентации человека в окружающей среде.

Прежде всего напомним историю самого термина "образ мира", обратив особое внимание на специфику той психологической реальности, при анализе которой он был впервые предложен в докладе А. Н. Леонтьева, прочитанном в 1975 г. А. Н. Леонтьев рассматривал закономерности построения перцептивных образов, обращаясь к молодым исследователям восприятия - В. В. Столину, А. Д. Логвиненко, Б. М. Величковскому, Э. Н. Джафарову и другим, работавшим в то время под его руководством. Эта тематика и определила выбор основного термина, призванного подчеркнуть, что "в психологии проблема восприятия должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности" (Леонтьев, 1979, с. 4). Различение между "миром образов", отдельных чувственных впечатлений и целостным "образом мира", в котором живет и действует человек, стало принципиальным, ключевым (см. Смирнов, 1981).

Мифологическое мышление как феномен современного общества и как вид мышления

Мифологическое мышление нередко называют первобытным и связывают его с ранними этапами человеческой цивилизации. Поэтому может показаться, что его изучение в нынешних условиях затруднительно и неактуально. Система образов, мифов, верований и традиционных легенд существует и у современных цивилизованных народов и в немалой степени определяет их жизнь, хотя, конечно, их роль и место в жизни общества изменились. Исходя из традиционной характеристики мифологического мышления, в сферу его действия мы можем отнести веру, суеверия, национальные песни, паремии и сказки, моральные ценности и нормы данного народа, то есть так или иначе существующие и оформленные представления народа о самом себе, своем происхождении, организации, своей судьбе. Во многом это определяет специфику самосознания, менталитета народа. В то же время сегодня в сферу действия мифологического мышления мы можем отнести и новые явления — из сферы пропаганды, рекламы, из политической психологии, когда мышление опирается не на реальные факты, а на создаваемые и распространяемые мифы о тех или иных товарах или политических деятелях.
Мифологическое мышление, изучаемое в социологии или политологии, в социальной психологии совершенно ушло из поля внимания общей психологии, психологии мышления. Остаются неисследованными этапы развития мифологического мышления (начиная от эгоцентрического мышления детей). Не исследовалась процессуальная сторона мифологического мышления, его микродинамика, специфика адекватных ему «понятий».

Детерминированность и свобода мышления человека

Автор: a-idea от 23 октября 2007
Нашу мыслительную деятельность можно представить в виде двух сфер. Это мыслительные процессы под воздействием факторов внешней сферы или кратко «внешняя» сфера мышления и аналогично «внутренняя» сфера. Внешняя сфера детерминирована. Но, вследствие ее деятельности образуется вторичная сфера мыслительных процессов. В рамках этой сферы мышление свободно, человек обладает свободой воли, способен ставить себе задачи и решать их. Тем не менее процессы этой сферы обусловлены деятельностью первой сферы. Однако проследить и тем более проконтролировать эту обусловленность крайне трудно.
Постановка субъектом задачи самому себе происходит сознательно или чаще всего подсознательно и заключается в инициировании целой цепочки последовательных мыслительных актов. Это автоинициирование значительно расширяет внутреннюю сферу мыслительных процессов. В результате могут развиваться целые циклические процессы постановки задачи, ее решения и новой постановки. Результаты выполнения задачи, так или иначе, сопоставляются с ее целью. Несоответствие цели ведет к постановке новой задачи. В случае достижения цели возникают цели следующего уровня. В процессе решения задачи происходит совершенствование, развитие субъекта. Часто это происходит сознательно, в том числе целенаправленно путем обучения, тренировок.
Под действием внешней сферы у различных людей сформировываются схожие рефлекторные комплексы и мыслительные процессы. В процессе общественной деятельности, в результате взаимодействия людей происходит не только обмен информацией, ее усвоение, но и копирование мыслительных процессов. Это копирование происходит или осмысленным индуктивно-дедуктивным анализом, или чаще подсознательным достраиванием мыслительных актов по причинно-следственным принципам. В результате значительное количество людей обладает сходными рефлекторными мыслительными комплексами и алгоритмами мыслительных процессов. На основе этого возникает общественное сознание. Это общественное сознание также имеет внешнюю и внутреннюю сферы. Внутренняя сфера общественного сознания имеет особенно большое значение. Циклические процессы развития этой сферы приводят к значительному развитию общественного сознания, особенно в случае совпадения на отдельных этапах теории с практикой. В этих случаях возникающие идеи становятся действенной движущей силой общественных процессов. Эта сила способна оказывать влияние на процесс общественного развития в виде реализации исторической закономерности в конкретной, специфической для данных условий форме.

Хитрость с будильником

Определенная категория людей, особенно так называемые "Совы" и просто любители поспать, не всегда быстро и сразу просыпаются утром. Разве у вас или ваших близких не бывало такой ситуации, когда проснувшись по будильнику, его выключали (или переключали на позднее время) и продолжали спать дальше? Со мной такое точно бывало. И с большинством людей, которых я об этом спрашивал.
Но если нас кто-то растормошит в этот момент и не даст заснуть пару минут, то с высокой вероятностью продолжать спать мы не будем. Ведь не просто так ставили будильник на это время?!
Существует народная хитрость, как разбудить себя с помощью будильника, если вы любите поспать и проспать даже после его звонка. Все они основываются на том, что чем дольше нам будут помогать просыпаться, тем сильнее мы проснемся. А от этого зависит - решим спать дальше или вставать. Следующие варианты можно использовать как по отдельности так и в комбинации. Экзотические варианты типа будильника - электрошока, встроенного в кровать и дорогостоящие типа датчика, отслеживающего фазы сна и будящего в момент быстрого сна я не рассматриваю.

1. Расположите будильник ..........

Психологическая подготовка боксера

Психология спорта изучает психологические особенности спортивной деятельности. При современных напряжениях на тренировках и соревнованиях вопросы изучения психики и методы психологической подготовки являются очень важным звеном в подготовке спортсменов высокого класса.

Без ясного понимания всей психологическом сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих се связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям.

Особенностью психологической подготовки в единоборстве являются:

  • ответственность перед коллективом за личные действия;
  • большое количество сильных сбивающих факторов во время соревнований;
  • сильно выраженные компоненты спортивного мастерства и их взаимодействия для достижения цели (техника, тактика, физическая и психологическая подготовки);
  • сложности турниров (перерывы между боями не дают возможности полностью восстановить организм, большое количество турниров, контроль над массой тела, профилактика травм и др.).

Бокс как вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к психике спортсмена. Значительно легче достичь определенного уровня физической и технико-тактической готовности к турниру, чем готовности психической. Не о всяком боксере можно сказать что он «боец», даже если он обладает высокой техникой, тактикой и физической подготовкой.

Как известно, предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности...........

Содержание и методы работы над собой

   Достигнуть совершенства во всём, может быть, и невозможно, но приобрести навыки и привычки в своей повседневной жизни, которые могли бы увеличить надёжность действий в авиационной профессии, можно и должно. В жизни таких
навыков и привычек, которые можно считать основами организованной психической деятельности, и которые необходимы для какой-либо профессии, довольно много. Я остановлюсь на тех, которые необходимы для повышения надёжности авиационной
профессии.

   Самовоспитание, или работа над собой, предполагает овладение тремя основными
свойствами, необходимыми для самосовершенствования:

   1. Умение следить за собой.
   2. Умение анализировать свою деятельность и критически относиться к себе.
   3. Умение укреплять и проявлять волю (цель – владеть и управлять собой).

   К качествам, которые необходимо постоянно совершенствовать, так как
они особенно важны в авиационной профессии, относятся:

   – воля, развитие которой необходимо главным образом для умения владеть и
управлять собой;
   – умение владеть своим вниманием;
- [орошая память, особенно некоторые её виды;
   – точность и аккуратность;
   – воображение и представление;
   – физическая тренированность........

Стойкость духа и уверенность в себе

Уверенность в себе строится на:
1. Признании себя самостоятельной действующей силой.
2. Продуманной системе принципов, критериев правильности, справедливости.
3. Знании целей своих и противника.
4. Знании своих способностей и сил.
5. Знании угроз и опасностей и методов борьбы с ними.......

Назад Вперед
Наверх
 
DataLife Engine.